В этот раз, и это снова традиция, соревновались гонщики в двух классах - «Свободном» и «1600», где объем двигателей не превышал 1600 кубических сантиметров. Эти старты проводятся по раллийной схеме заездов, более понятной, как раздельный старт. Пилоты на этой трассе соревнуются заочно. Главными критериями становится мастерское владение автомобилем, опыт прохождения дистанции на оптимальной скорости и умение рассчитать так весь путь, достаточно короткий, а от этого и сложный, чтобы сложенные вместе микрочастицы мастерства слились в то преимущество, которое и приведет к победе. Ведь разрыв между гонщиками порой составляет не секунды, а сотые, и даже тысячные доли. В сухом судейском протоколе информация обезличена, и не отражает той степени риска и коварства трассы. Карьер «перевал», длина 9800 метров, ширина 20 метров, перепад высот 478 метров, покрытие – 60% асфальта, 40% твердый грунт из мраморной крошки. А дальше все от тебя зависит! В классе автомобилей с объемом двигателя 1600 кубиков победителем по сумме двух заездов стал ангарский гонщик Александр Киренский, сумевший обойти своего товарища по команде Виталия Власова.
Амир БЕКТЕМИРОВ, директор гонки:
- Характерная особенность этой гонки в том, что в ней уже принимали участие сыновья спортсменов, которые выступали на первых этих горных соревнованиях. И уже это становится традицией, потому что уже ни один, ни два, а уже значительно больше «последователей своих отцов», которые выступают на этой гонке.
Действительно, главный судья соревнований Сергей Киренский не один раз стоял на пьедестале почета этой горной гонки, «слюдянского серпантина», и его чувства вполне объяснимы.
Сергей КИРЕНСКИЙ, главный судья соревнований:
- Я испытываю чувство прилива души, потому что он (Александр) действительно много работал над машиной и слава Богу, что у него всё срослось, что машина не подвела. Он сам гонщик хороший, но всё время машина подводила - то одно, то другое. В этот раз всё сложилось, я очень рад, что это свершилось, что он занял первое место.
С Александром Киренским мы познакомились два года назад, когда он уже был призером на этой трассе. В прошлом году взойти на подиум ему помешала поломка автомобиля, в этом году и звезды сложились в удачное сочетание, и сам он не оплошал, выдав все, на что был готов, и удача, вместе с ангелом-хранителем были на его стороне. И еще один фактор.
Александр КИРЕНСКИЙ, победитель гонки в классе «1600»:
- Усовершенствовал немножко автомобиль, у меня он был карбюраторный, а сейчас я перешёл на «впрыск», наверное, поднял маленько мощность. Я побил своё лучшее время на 5 секунд. В принципе, я доволен своим результатом, но вообще многие спортсмены сломались и тут гонка за временем идёт, а не между собой. Я Виталия время лучшее знаю, а у него поломки были, технические неисправности. У меня они тоже были, но в результате удалось улучшить время.
Хорошим подспорьем для победителя является помощь профсоюзного комитета Ангарской нефтехимической компании. Вторым, и уже шесть раз, может это рекорд? Становится в этом классе Виталий Власов. Ангарчанину фатально не повезло, пришлось всю ночь, и утро перед стартом заниматься ремонтом своего четырехколесного напарника, менять коробку. Но он вышел, и сумел промчаться по трассе так, что не оставил никому ни одного шанса, вот только Александр Киренский проехал чуть быстрее.
Виталий ВЛАСОВ, серебряный призер гонки в классе «1600»:
- Трасса изучена, в принципе, она изучается после двух, трёх прохождений, ньюансы, конечно, намного дольше, они годами нарабатываются. А основная подготовка - это в гараже, потому что эта гонка все «соки» из машины вытаскивает.
В номинации «Свободный», где объем двигателя разрешен до 3500 см3 золотым пьедестал стал в третий раз для читинского мастера Максима Ликоренко, который является еще и рекордсменом трассы, проходя «перевал» уже в пятый раз.
Максим ЛИКОРЕНКО, победитель гонки в классе «Свободный»:
- Здесь основной момент - это, естественно, мощность мотора. У меня машина практически стандартная. Здесь важно когда ты сможешь успокоиться, в какой момент, то есть когда волнуешься - ничего не получается. Всегда есть опасность перевернуться, гонка может закончиться тяжёлыми последствиями. Если эти мысли сидят в голове, то они отражаются гнятуще. Поэтому надо успокоиться и максимально использовать потенциал машины и выбирать наилучшую траекторию. Вот он секрет успеха, но и самое главное - не бояться
Одним из технических инспекторов был и Владимир Анисимов, сам побеждавший на горной гонке не один раз на стыке веков, и поэтому, весьма тщательно относящийся к вопросам безопасности на дистанции, и понимающий всю подноготную подобных автосоревнований.
Владимир АНИСИМОВ, ветеран автогонок:
- Автомобиль и спортсмен - это одно целое. Здесь без автомобиля ты не займёшь первое место, но и автомобиль без тебя тоже не займёт первое место. Поэтому нужно подготовить автомобиль так, чтобы ты его чувствовал, чтобы ты с ним сросся и он тебя слушался. Чтобы он выполнял всё, что ты хочешь, это, наверное, главное.
Замкнул тройку призеров в классе «1600» еще один представитель Забайкальского края Николай Замешаев, как и все остальные участники заездов этой Сибирской Кросс Серии показавший, что если любишь автогонки, умеешь быть на «ты» с машиной, вкладывая в нее всю душу, доводя все ее агрегаты до совершенства, то и она отплатит тебе той же монетой, и покажет такое, что простой болельщик будет только диву даваться от таких гоночных изысков. У «свободников» вслед за Максимом Ликоренко на пьедестал почета поднялись Борис Гумниц из Бурятии и еще один читинец, Андрей Банщиков. Нам, профанам-любителям интересен еще один вопрос, на каких авто гоняют эти лихие парни? В свободном классе были замечены пара «Тойота Целика», один «Лансер» из корпорации «Мицубиши», и основной упор был сделан на устойчивую, на все века, «Субару Импреза». Ну, а наша родненькая «восьмерка» не подвела своих адептов в классе «1600». Склоняем ее на всех перекрестках, а ведь поди ты! Классные гонки подарили всем зрителям классное настроение, и надежду на то, что в следующем году этот праздник вернется и будет еще интереснее , в плане интриги.